«Во время войны никто не спрашивал, сколько тебе лет и что ты хочешь. Все дети школьного возраста работали на уборке свеклы. Бывало так, что полдня стояла хорошая погода, а полдня — дождь. Пока льет, мы в классах сидим, науку постигаем, только солнышко показалось – бегом на поле, — вспоминает Михаил Мартимьянович Плотников. – И копны возили, и снопы вязали, на поле всегда работы хватало».
На территории села Анисимово один за другим работали четыре колхоза. Во всех четырех за 86 лет жизни успел потрудиться Михаил Мартимьянович, начиная от уборки свеклы еще ребенком, заканчивая водителем. 42 года трудился он за рулем различных автомобилей, от ЗИС-5 до новой председательской «Победы».
Вся его жизнь – калейдоскоп событий — ярких, добрых, грустных. Сам Михаил Мартимьянович так и говорит: после 80 лет остается только вспоминать.
А вспомнить есть что. Например, 9 мая 1945 года. «Нас собрали перед школой и объявили, что война закончилась. Все радовались, конечно, но и слез было немало. Это известие почти к нулю свело надежды увидеть живыми своих родных, на которых пришли извещения «пропал без вести». У меня пять дядек не вернулись с войны, а отец был ранен под Сталинградом», — рассказывает Михаил Мартимьянович.
В селе наступили еще более тяжелые времена. В стране все силы и средства были брошены на восстановление городов и заводов, а села остались не у дел. С этим периодом связаны печальные воспоминания: люди дрались за крапиву, чтобы сварить суп, огород осенью перекапывали на несколько раз, чтобы не осталось в земле ни одного клубня картофеля. Не в чем было ходить в школу, поэтому учительница объясняла новый материал на дому и давала задания.
Но постепенно жизнь стала налаживаться, вставал на ноги колхоз. В 16 лет Михаил устроился трактористом, сменив на «железном коне» свою маму Веру Степановну. В годы войны она и еще многие женщины работали на посевной и уборочной, на сенокосе. Два года до армии паренек бороздил поля вокруг села. Потом — призыв и погранвойска. Впервые Михаил оказался так далеко от дома: судьба забросила его на границу с Афганистаном на три года и три месяца. «Управлять транспортом умел я один, поэтому меня посадили на бензовоз доставлять воду. Тогда я первый раз увидел, как ее поднимают с помощью лошади из 75-метрового колодца в трехведерном жбане. Воду привозили с соседней заставы номер 12. Нам рассказывали, что еще до войны в одну ночь ее полностью вырезали басмачи. Боевых конфликтов и во время моей службы хватало. Если удавалось спокойно ночь поспать, без тревоги, считай, повезло. Нарушители пытались пересечь границу чуть ли не каждые сутки, — вспоминает Михаил Мартимьянович. – Еще работал на тракторе, расчищал контрольно-следовые полосы. Убирали все – камни, ветки, оставалась полоса песка, на которой были видны даже следы лис. Сам тогда убедился, как нелегка и ответственна пограничная служба».
После армии Михаил Мартимьянович устроился водителем в совхоз, оттуда и ушел на пенсию в 1992 году. С детства привыкший к труду, коренной житель села Анисимово и сегодня не может сидеть без дела. Семнадцатого июля ему исполнилось 86 лет, но он почти каждый день с самодельной тележкой ходит по лесочкам вокруг села и собирает хворост. Не потому, что экономит средства, — деньги на дрова есть, да и зять с дочерью, которые живут рядом, во всем помогают. Просто приученный к труду с самого детства, он не может сидеть без дела. Да и на природе, по словам пенсионера, дышится легче и кажется, что становишься моложе. «Схожу потихоньку туда обратно, прогуляюсь. Как зарядка. Рыбачить еще любил, но тут зрение подвело, поплавок уже не вижу. Да и рыбы практически нет — обмельчала Боровлянка. А такая речка мощная была, с омутами, — рассказывает Михаил Мартимьянович. – Ведь действительно, и небо было голубее и трава зеленее. Ягоды вокруг села росло столько, что белый конь, покатавшись по поляне, вставал с кроваво-красными боками. И все это теперь только в памяти. Но природа у нас до сих пор красивая – поля, лесочки, бор!»