Тридцатого апреля отметил свой юбилей настоящий Учитель, наставник, добрый, отзывчивый, целеустремленный человек — Борис Павлович Перунов.

Родился он в 1937 году в городе Новосибирске. Тяжело пришлось семье в годы войны: отец ушел на фронт, мать растила двоих сыновей, работала на заводе им.Чкалова. Работа отнимала много сил — в годы Великой Отечественной войны из цехов завода вышел каждый третий истребитель «Як». За день завод выпускал до 33 самолётов, это целый авиаполк. А два растущих мальчишеских организма постоянно требовали еды, но ее не было. Доходило до того, что Борис вместе с младшим братом собирал картофельные очистки на свалке военной части, из них варили похлебку, чтобы хоть немного утолить чувство голода горячей мутной водицей с запахом картошки.

Отец вернулся с фронта инвалидом, найти работу в большом городе ему было сложно, и семья решила переехать в сельскую местность. Так в июле 1945 года Перуновы приехали жить в поселок Тальменка. Через два года Борис пошел учиться в первый класс школы № 3. Забегая вперед, скажу, что спустя всего двадцать один год он станет директором этой школы. Но кто мог тогда об этом подумать, глядя на худого мальчонку с пытливым взглядом и застенчивой улыбкой.

Семь классов он окончил уже в школе № 1 и сразу пошел учиться на токаря-универсала в РЭУ № 4. Через два года вернулся в родной Новосибирск и устроился на работу на ремзавод стройтреста № 30. Отработал год, а затем был направлен предприятием в Днепропетровский строительный техникум. Уже от техникума был командирован на строительство Новокузнецкого металлургического комбината, после работал на строительстве Бийского химзавода.

— В 1956 году был призван в армию, служил стрелком-радистом в Омской авиадивизии, — вспоминает Борис Павлович. — Летал на реактивном бомбардировщике Ту-16. Тогда служба в авиавойсках длилась четыре года. Хотел после армии вновь продолжить работать в Новосибирске, но в 1960 году умер отец, и мать попросила меня вернуться в Тальменку.

Инициативный, работящий, отслуживший… Отличная кандидатура на должность секретаря райкома комсомола. Неожиданно для себя Борис стал работать на руководящей должности. Параллельно еще являлся секретарем комитета комсомола УМСХ № 4. Но была в жизни Бориса одна мечта — он очень хотел поступить в Томский государственный университет на исторический факультет. Были и желание, и возможности, только не было аттестата зрелости, ведь за плечами — всего лишь 7 классов. В погоне за мечтой  Борис поступил учиться в школу рабочей молодежи. Его стремление добиваться поставленных целей всегда удивляло окружающих, и это качество очень пригодилось в будущем.

В 1962 году Борис поступил в Томский госуниверситет на истфак. Три года проучился очно, а затем, по семейным обстоятельствам, перевелся на заочное отделение. К тому времени у Бориса Павловича уже была семья — жена и дочь. Параллельно заочному обучению работал в Тальменке директором школы рабочей молодежи. После окончания университета молодого специалиста с высшим образованием и приобретенным в ШРМ опытом руководства назначили директором тальменской школы  № 3. На этой должности он проработал два года, а затем был назначен заведующим отделом образования.

«Человек на своем месте» — эту фразу можно смело отнести ко всей трудовой деятельности Б.П.Перунова, но за 12 лет, что он работал заведующим районо, Борис Павлович сделал для образования района больше, чем кто-либо другой. Почти 13000 учеников, 800 учителей и 46 школ —  все это требовало большого внимания и труда. В 1976 году Борис Павлович был награжден орденом «Знак Почета» за идею наставничества опытных учителей над молодыми педагогами и создание системы наставничества. Благодаря этому тальменские школы стали базовыми для крайоно, Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования, пединститута. В течение десятков лет студенты пединститута проходили практику в тальменских школах, а учителя со всего Алтайского края приезжали на курсы повышения квалификации. В 1981 году Борис Павлович получил звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

За время его работы заведующим отделом народного образования в районе было построено 7 кирпичных многоэтажных школ, 2 детских сада. Район дважды посещал Министр образования РСФСР. Много лет Борис Павлович был членом всесоюзного профсоюзного комитета работников просвещения.

В октябре 1983 года Б.П.Перунова назначили на должность директора Тальменского сельскохозяйственного техникума. «Наверху» понимали, что никто другой с поставленной задачей не справится, ведь техникум, по сути, был на начальном этапе строительства. На это место требовался энергичный, опытный руководитель, умеющий организовать рабочий процесс, не боящийся трудностей. Лучшей кандидатуры, чем Борис Павлович, просто не было. И «выстрел попал в цель». Первым делом Б.П.Перунов построил  и запустил котельную, чтобы дать тепло в два многоэтажных общежития и учебный корпус. В 1985 году был достроен учебный корпус, и вскоре в ТСХТ стали поступать ребята не только из Алтайского края, но и из других регионов. Спустя несколько лет образовательное учреждение стало базовым для сельхозтехникумов Западной Сибири.

В 1990 году техникум открыл большое учебное хозяйство в с.Кошелево, взяв на свой баланс все сельхозугодья и фермы. Это не только позволило студентам применять всю полученную теорию на практике, но и фактически дало вторую жизнь селу.

Профессия строителя пригодилась Борису Павловичу и на руководящей должности — при нем к ТСХТ был пристроен актовый зал на 300 мест, два 27-квартирных дома, 2-квартирные дома.

В 1997 году Б.П.Перунов ушел на заслуженный отдых, но только с поста директора. Его неуемная энергия, желание учить и учится самому не позволили сесть в четырех стенах — еще десять лет Борис Павлович работал преподавателем экономики и менеджмента в ПЛ № 6.

Педагог — это не профессия, а призвание души. Какие только специальности не «пытались» увлечь Бориса Павловича, но он был верен своей мечте, добился желаемого и показал огромные результаты на своем профессиональном поприще. Заложенные Борисом Павловичем Перуновым традиции живут по сей день, и благодаря огоньку, с которым он подходил к своей работе, десятки его учеников выбрали для себя путь учителя, чтобы продолжить дело своего Наставника.

Елена Менячихина