«Не сдаваться!» — девиз Людмилы Чечиковой из Тальменского района

1888

«Я бегу по тропинке, а ноги обжигает жгучая трава. Больно до слез. Когда уже нет силы терпеть, останавливаюсь: может быть, назад? Нет, я уже на полпути. Бегу вперед, не чувствую под ногами земли… Так я «познакомилась» с местной растительностью – крапивой. В селе Озерки она совершенно другая —  резная, на полынь похожа. И главное, злющая! А на станции крапива более мягкая, да и по форме отличается —  двудомная широколистная».

 Так Людмила Чечикова из села Озерки вспоминает, как первый раз решила сократить дорогу до школы, в которую только устроилась на работу. Приезжала со станции Озерки, и тропинка до нее вела через центр села. Кругом – заросли с крапивой.  «Сейчас этого нет, — говорит Людмила Александровна. — Село с годами благоустроилось, дома строят добротные, на территории своих усадеб хозяева разбивают цветники». Село стало родным. И люди здесь добрые, отзывчивые. Л.А. Чечиковой сложно представить, как бы она справилась с несчастьем, которое навалилось в конце 17-го года. Случился пожар. Сгорело все дотла. «Муж кричал: «Не выпурхаемся!». Хоть ложись и помирай, — рассказывает Людмила Александровна. – Откликнулись односельчане. Сергей Владимирович, глава, технику выделил, Максим Валерьевич Дайс помог с лесом. Соседи ни в чем не отказывали – кто чем мог».

Большая семья тогда еще больше сплотилась. У Людмилы Александровны и Николая Васильевича четыре дочери и сын. Они с детства приучены к труду. На следующий же день после пожара все собрались и стали вывозить горелки. За три дня расчистили площадку. А потом сами заливали фундамент. «Сын и зять ушли в море — это их работа, мы с девчонками. Все удивлялись: как они справляются с мужской работой? Справились, фундамент залили. Первое время нам всем, конечно, было тяжело: в четыре утра вставали и шли на пепелище, — вспоминает Людмила Александровна. — И только когда выложили стены, вздохнули. Благо, один зять знает толк в строительстве. Так он нам помогал проектировать дом, советовал.  Супруг не верил, что через год зайдем в дом. «Это невозможно!», — повторял он. Но Людмила Александровна была твердо убеждена: «Возможно!» И действительно, благодаря детям и поддержке сельчан чуть больше чем за год они построили новый дом.

А что было до того, как семья стала дружной? Боль, потери, разрушенные судьбы. У Николая Васильевича умерла жена – остался трехлетний сын Костя, у Людмилы Александровны умер муж, она на руках с двумя маленькими дочками – Олей и Таней. Потом уже, в браке, появились совместные дети. Тяжело было строить новую семью. Людмила Александровна «положила» всю свою жизнь на то, чтобы она стала дружной. «И мне это удалось. Как? Делаем все вместе: и работаем, и отдыхаем. Если кому-то из нас нужна поддержка, то помогаем все», — говорит Людмила Александровна. Правда, большая заслуга в этом и Николая Васильевича. Он не делал различий между детьми: все были для него родными. Сейчас у супругов 12 внуков. И они любимые.

…Рассказывая, как Людмила Александровна оказалась в селе Озерки, она вспомнила директора школы Бориса Андреевича Бавина, который и пригласил ее на работу учителем начальных классов. «Я первое время ездила со станции на работу. Приезжала раньше, чем рабочий день начинался. Так, каждое утро встречала директора: руки черные – в угле. Он всегда контролировал работу школьной котельной, приходилось самому и печь топить. А какой коллектив был – как одна большая семья!», — рассказывает Л.А. Чечикова. Тогда училось чуть больше 300 детей, школа находилась в старом деревянном здании. Это потом уже перешли в новое, доходило до 700 учеников — по четыре параллельных класса.

Сейчас Людмила Александровна на пенсии, но продолжает работать в школе социальным педагогом. Теперь она воспитывает уже детей и внуков своих учеников.