Все о настоящей сладкой жизни не понаслышке знает Юрий Афанасьев из Тальменки, ведь даже мыло ему заменяет мед. Откуда такие запасы сладкого продукта? Все дело в том, что Юрий – потомственный пчеловод, поэтому мед в его семье практически не иссякает.
Шесть лет было Юрию, когда отец впервые взял его с собой на пасеку. Свежий воздух, наполненный ароматом полевых цветов, веселое жужжание пчел… Помогая отцу по мелочам, Юрий даже не заметил, как освоил многие премудрости профессии пасечника.
Поначалу Юрий Леонидович не думал, что пойдет по стопам отца: сначала от пчел «отвлекали» детские игры, учеба, друзья, девчонки. Но с каждым годом пасека все глубже «затягивала» парня в свои сладкие сети, и уже в восемнадцать лет он понял: пчелы – это его страсть.
— У отца всегда было по 30-40 пчелиных семей. Он много лет проработал пчеловодом в «механке», учил ребят. И я там успел поработать четыре года, — рассказывает Юрий Леонидович.Лета пчеловод ждет с нетерпением. Зимой регулярно «навещает» своих подопечных, которые зимуют в подполе, проверяет, все ли у них в порядке. Если нужно, подлечивает и подкармливает, регулирует температуру. Лечить пчел пасечник предпочитает только старыми, дедовскими способами — целебными травами и чесноком. Так полосатые трудоголики и реже болеют, и медок вкуснее и полезнее. Определить, нужно ли что-то пчелкам, опытному пасечнику помогает звук крылышек. Если для других это просто гул, то Юрий понимает, о чем «говорят» его подопечные.
— В этом году у меня перезимовали без потерь абсолютно все семьи, а их — пятьдесят. Часто зимой я напоминаю жене и дочке, что ходить надо тише — не дай Бог пчел потревожат! А если сам вдруг забудусь и начну шуметь, тут уж дочка Анютка мне пальчиком грозит, — с улыбкой продолжает разговор мужчина.
С приходом весны, ближе к маю, работа закипает не только у пчел, но и у пасечника. Сначала улей нужно утеплить, обеспечить его жильцов едой, чтобы пчелки лишний раз не вылетали в поисках пропитания. После этого домики можно выносить из зимовника на улицу, но только если температура воздуха будет не ниже четырнадцати градусов. За окном становится теплее, и начинается второй этап подготовки: чистка и дезинфекция в ульях. «Пчелкин домик» тщательно чистят от грязи, помета, лишнего воска и дезинфицируют. Квартиранты же «переезжают» в другой дом. Рамки тоже очищают. Пасечник считает, чтобы пополнить пасеку новыми семьями, в первую очередь надо смотреть именно на рамки. Если они грязные, то пчелы могут быть больными и меда с этого улья будет немного.
У Юрия Афанасьева есть свой весенний ритуал: как только пчелы начинают вылетать из ульев, он подставляет им свои руки для… укусов. Его организм привык к таким «уколам», это для него своеобразная терапия. Пасечник сознается, что зимой без своего «допинга» становится чуточку ворчуном. Зато после целебных укусов дурное настроение пропадает, как будто его и не было.
— Иногда мои приятели приезжают и просят посадить на спину парочку пчел, — говорит пчеловод. – Мне не жалко. Только я всегда спрашиваю, нет ли аллергии. Так что мои пчелки не только кормилицы, но и врачеватели.
На пасеке у Юрия Леонидовича летом проживает сторож. Но и сам он приезжает на 2-3 дня каждую неделю, чтобы проверить здоровье матки и рабочих пчел. Так что прохлаждаться некогда. Жену с собой берет редко, поясняет, что там он отдыхает душой.
— Просыпаешься под пенье птиц, разводишь костер, на нем еду готовишь, пьешь отвар из душистых трав, — рассказывает мужчина, расплываясь в мечтательной улыбке. – А потом идешь и занимаешься любимым делом. Это самый настоящий кайф!
Да и вообще, работа на пасеке – не самая легкая, особенно в период качки меда. Жене и дочке Юрий не позволяет выполнять тяжелую работу. Почистить рамки, разложить мед по баночкам, подготовить ингредиенты для пчелиного лекарства – это еще можно поручить женской половине. Раньше дочка часто ездила с отцом на пасеку, но сейчас, когда подросла, не стремится к таким поездкам. Все-таки ночевки на природе для шестиклассницы – не самое интересное времяпрепровождение. К тому же быть покусанной пчелами, в отличие от папы, Анюте не очень хочется. А вот дома девочка всегда помогает чем может да и полакомиться медком всегда рада.
— Я понимаю, что пчелами дочь заниматься не будет, — говорит Юрий, – это очень тяжелый труд. Один улей весит около ста килограммов. Когда начинается перевозка пчел, каждый улей нужно погрузить, разгрузить. Не женская работа. Пусть уж лучше получит образование и найдет себе занятие по душе. А мое дело не пропадет. У меня есть племянник, и я надеюсь, что он продолжит наше семейное увлечение.