«Подскажите, куда обратиться, чтобы бродячих собак отловили? На конечной остановке микрорайона Тальмаш бегает их целая свора. Да ладно бы просто бегали, а то кидаются на людей. Меня даже укусила одна из них 20 января, когда я пошла выносить мусор. После обращения в больницу я написала заявление, но мне сказали, что теперь бродячими собаками никто не занимается и никто их не отлавливает. На улицу страшно выходить, ребенка вообще не отпускаю гулять. Как быть? Куда обращаться?»

И это не единственный пост с подобным содержанием в местных группах социальных сетей. С начала года люди столкнулись с большим количеством собак, внезапно появившимся на улицах райцентра. О таких «встречах» свидетельствуют и комментарии под заметками: «…у нас тоже ребенка на улице собака укусила 31 января. И мне также ответили в поселковой администрации, что не отлавливают теперь собак»; «…услышала, как кричит ребенок во дворе, думала, бьют, выглянула с балкона — а на девочку напали две собаки. Это во дворах на Тальмаше. А я помочь ничем не могу — ребенок на руках. Хорошо, что крики девочки услышали прохожие, мужчина подошел, отогнал псов, проводил ребенка до подъезда»; «…они собираются в стаи у мусорных баков, для них теперь еды вволю. Все, что торчит из бака, тащат. Да собаки еще не мелкие».

Почему собак на улицах райцентра становится все больше? Попробуем разобраться в ситуации.

Теперь в приоритете гуманизм

С января этого года в России вступили в силу положения закона «Об ответственном обращении с животными», которые внесли значительные коррективы в организацию отлова бродячих собак. У «бездомышей» теперь два пути: улица или приют. Отловленные на улицах животные должны немедленно передаваться в специальное учреждение. Таких приютов на сегодняшний день недостаточно даже в крупных городах, а что говорить о районах! Поэтому безнадзорных собак, если они не проявляют агрессии — этот пункт четко прописан в федеральном законе, — можно возвращать в прежние места обитания после стерилизации, маркировки и вакцинации против бешенства и других опасных заболеваний. Все остальные способы обращения с бездомными животными считаются негуманными. Усыплять животное можно только по ветеринарным показаниям — в случае тяжелой болезни или травмы.

Зоологи не раз говорили о том, что даже стерилизованная и вакцинированная собака после возвращения на улицу опасна для человека, потому что она стайное животное и живет по законам стаи. Но при подготовке положений закона зоологов никто не услышал. По мнению самих зоозащитников, которые выступали инициаторами принятия закона, вступившие в силу нормы вряд ли уменьшат количество бездомных животных на улицах, ведь безнадзорных собак и кошек будет становиться больше за счет выброшенных животных. «Пока не будет введена поголовная система идентификации домашних животных, ситуация не изменится, — считает председатель совета общественной организации «Общество охраны природы Сибири» Александр Станковский. — Когда мы сможем определить хозяина животного и он будет нести финансовую ответственность за своего питомца пожизненно, пусть даже тот находится в приюте, только тогда количество бродячих кошек и собак пойдет на убыль».

К чему привели новые нормы, тальменцы уже увидели, а некоторые и ощутили на себе: с начала года кошками и собаками было укушено 25 жителей района, из них 6 — бродячими собаками.

Сейчас большая часть собак на улицах Тальменки и сел района вовсе не бездомная. Семьдесят процентов из них имеют хозяев, которые настолько «добры» к своим питомцам, что в зимний период отпускают их с привязи погулять. Новый закон «развязал лапы» для всех категорий животных.

В районе система отлова собак больше не работает

В прошлом году отловом беспривязных собак с улиц района занималось Тальменское предприятие по благоустройству и развитию поселка. Был заключен договор с администрацией района на отлов безнадзорных собак. За период работы через пункт временного содержания прошло более 80 животных. Средства выделялись из краевого бюджета на районную организацию, она, в свою очередь, заключала договор с тальменским предприятием. Отловленных животных помещали в пункт временного содержания на 45 дней. Многих собак, а тогда в Тальменке и селах по улицам чаще бегали не бродячие собаки, а хозяйские безнадзорные, забирали владельцы. В таких случаях на первый раз выносилось предупреждение, а при повторном отлове — уже грозил штраф. Остальных пушистых бедолаг старались пристроить в добрые руки.

После вступления в силу закона «Об ответственном обращении с животными» у Тальменского предприятия по благоустройству и развитию поселка больше нет полномочий на отлов и содержание животных. Заниматься этим могут только специальные учреждения.

Ни копейки из бюджета

Организовывать приюты имеют право юридические фирмы и индивидуальные предприниматели. Если приют муниципальный, то районная администрация должна найти подрядчика. К предпринимателям, которые занимаются отловом бродячих собак и кошек, по новому закону предъявляется большой список требований. Например, им запрещено применять вещества и приспособления, которые могут травмировать или убить животное. Транспорт необходимо оборудовать спецсредствами, а также поилками и аптечкой.

В законе отдельным пунктом прописано, что во время отлова должна вестись видеозапись, также необходимо фиксировать на видео и процесс возвращения животных в прежние места обитания. При этом  на строительство, содержание самих приютов и агрессивных собак, живущих в них, не будет выделено ни копейки из бюджета — только собственные средства владельцев приюта или благотворительность.

КОММЕНТАРИЙ

Муниципалитеты выступают за отсрочку закона

Валентин ТЕРТИЩЕВ, председатель комитета по АПК администрации Тальменского района:

— Сейчас в Тальменском районе приюта нет и вопрос с бродячими собаками не решается.  Многие муниципалитеты, в том числе наш район, поддержали инициативу, чтобы действия одних статей закона «Об ответственном обращении с животными» отсрочили на пару лет, других — и вовсе пересмотрели. Необходимо решить и вопрос о финансовой поддержке закона. На голом энтузиазме взваливать на себя такую ответственность никто в нашем районе не согласится.

Мы должны контролировать работу приютов для животных

Галина ЛАПШИНА, начальник управления ветеринарии по Тальменскому району:

— Управление ветеринарии является контролирующим органом по исполнению нового закона. Мы должны следить за работой приютов, оказывать помощь в лечении животных, стерилизации. На сегодняшний день такой организации в районе нет, а вопрос с наличием на улицах большого количества собак —  беспривязных и бродячих — принимает масштабный характер. Тема по бродячим животным поднимается во всех районах края, в других регионах России. Возможно, прислушавшись к просьбам общественности и властям муниципальных образований, в правительстве внесут послабляющие поправки в закон, а также предусмотрят субсидии.