Можно ли сегодня представить свой быт без … носков? Едва ли. В любое время года они неотъемлемая часть нашего гардероба. Причем это предмет одежды, который носят и мужчины, и женщины, и дети. Правда, если раньше выпускали только «унылые» носки — черные и синие, то сегодня на рынке появились «интересные» – яркие, оригинальные. Как их изготавливают, мы увидели, побывав в селе Озерки Тальменского района, где работает фабрика по производству чулочно-носочных изделий. Тысячи людей в России носят носки, которые выпускают именно здесь.

Семейный бизнес

Руководит фабрикой Сергей Макаренков. Он хорошо знает, как сделать мир носков разноцветным и ярким. В носочном бизнесе Сергей около 15 лет. Изначально совместно с супругой учился продавать этот предмет одежды. Сергей вспоминает, как пользовались спросом мужские носки со стразами. Видимо, уже тогда в подсознании появилась мысль: люди хотят одеваться оригинально. Четыре года Макаренковы занимались продажами: были представителями различных фабрик по Сибири – дистрибьюторами. За это время через их руки прошла не одна тысяча пар носков. А потом задумались: зачем раскручивать чужие торговые марки, когда можно создать собственную? Так и сделали: зарегистрировали свою торговую марку Touch и начали размещать заказы. Продажи росли, в 2014 году назрела необходимость собственного производства. Долго искали помещения, выбор сделали в пользу Тальменского района: в селе Озерки выкупили территорию бывшего стройцеха. Сделали первичный ремонт, привезли первые два станка и начали работать: подбирать работников, налаживать производство. За пять лет количество станков достигло 28. Только в этом году Сергей приобрел восемь станков, на подходе еще два. «У нас станки китайского, итальянского производства, но лучшие по цене и качеству — корейские, — говорит предприниматель. — Сейчас мы готовим новое помещение под станки, так как в старом они уже не вмещаются».

Носочный бизнес у Макаренковых — семейный. Сергей занимается стратегией развития бизнеса, непосредственно производством, супруга Руслана – маркетингом и дизайном, продажами. Вместе они ищут новые маркетинговые ходы, разрабатывают не только дизайнерские носки, но и применяют технологические приемы для их производства. Можно сказать, что они перешли уже на другой уровень, разработав технологию со светящейся ниткой. Принцип таков, что днем свет собирается в рисунке, где проходит эта нить, а в темноте – светится.

Процесс в четыре этапа

Само производство носков – это трикотажное и одновременно швейное производство. Сырьем служат различные виды нитей. Процесс изготовления состоит из нескольких этапов. Первое, что необходимо сделать, – изготовить основу, или заготовку. После этого осуществляют зашивку мыска и формовку. На заключительных этапах производства пришивают этикетку и вспомогательные элементы, после чего упаковывают готовую продукцию. Для всех этих процессов необходимо и специальное оборудование. На производстве носков в Озерках задействовано более 40 человек. Так как весь цикл разбит на этапы, то у каждого работника свой «фронт»: у вязальщиц — операторов носочных автоматов, кеттельщиц, или вязальщиц, формовщиков и упаковщиков.

«На любом этапе нужен опыт. Например, среднее нахождение носка на ноге должно быть три секунды: если чуть-чуть передержать, лайкра садится, и тогда надо будет снова смачивать изделие и придавать ему новую форму», — рассказал заведующий производством Алексей Варочкин. Он воплощает идеи дизайнеров в «жизнь» — разрабатывает новые виды образцов. Также его обязанность — поставить рабочую линейку, чтобы не было сбоев в работе. За качеством следит отдельный человек. Не исключают здесь и человеческий фактор, поэтому, чтобы не было брака, на каждом этапе стараются выявить его. «Если на первом этапе «просмотрели» брак, его обязательно обнаружат на втором или третьем. Здесь важна работа команды», — говорит Алексей.

Один станок производит от 150 до 250 носков в смену, это зависит от модели носка и рисунка. Короткий одноцветный носок вяжется очень быстро, а с рисунком и высоким паголенком – вязать станок будет медленнее. Диапазон цветовой гаммы широкий. Радуют глаз аккуратно упакованные и приготовленные для отправки к потребителю носки — красные, голубые, зеленые. Детские и взрослые. Мужские и женские. На фабрике работает целый штат маркетологов, которые разрабатывают модели, дизайн носок.

Численность сотрудников — около 100 человек. Это работники фабрики, барнаульского офиса, филиалов в Москве, Сочи. География поставок самая различная — от Камчатки до Калининграда. «Количество заказов — огромное, — сказал Сергей Васильевич. — Мы думаем развиваться: в планах расширить производство и выйти на международный рынок: уже есть предварительная договоренность с Республикой Казахстан».

Кадровый вопрос

Кадровый вопрос – один из сложных. «Так случилось, что после развала Советского Союза все учебные заведения по носочному производству оказались в странах СНГ: средние специальные в Армении и высшие в Беларусии, — рассказывает Сергей Васильевич. – Поэтому подготовка кадров для нас – первостепенная задача. Участвуем во всевозможных программах от Центра занятости населения, сами организуем на базе цеха учебу для своих работников. Вы знаете, для того, чтобы подготовить вязальщицу, требуется восемь месяцев. Я считаю, что наша компания – нечто большее, чем просто бизнес. Мы создали рабочие места, обучаем людей новым профессиям, повышаем их квалификацию. Можно сказать, с нуля создали команду профессионалов своего дела», — отметил предприниматель.

Сергей Макаренков по образованию учитель физической культуры. Он знает: если хочешь пустить корни, значит, нужно воспитывать детей. Предприниматель организовал при озерской школе секцию по борьбе. Купил борцовские маты, нашел тренера, который два раза в неделю занимается с ребятами. Помимо спорта, Сергей Васильевич развивает умственные способности сельских детей: бесплатно проводит занятия по ментальной арифметике в школе и интернате для слабослышащих.