Кадровую проблему в Тальменском районе решают студенты

2968

В нынешнем учебном году в озерской, зайцевской и тальменской первой школах студенты Алтайского педагогического университета проходят длительную целевую практику по индивидуальной программе, совмещая очное обучение с работой.

Отдел образования района на базе озерской школы организовал встречу со студентами-практикантами и ректором АлтГПУ Ириной Лазаренко, чтобы узнать их мнение о новом формате работы университета.

В настоящее время для решения кадрового вопроса озерская школа работает по двум направлениям. Одно из них – когда педагоги-стажисты без отрыва от учебы могут заочно получить второе высшее образование. Кстати, этим предложением уже воспользовались учителя начальных классов, и теперь они преподают иностранный язык, историю, общество, русский язык, литературу и математику.

Также, благодаря взаимному сотрудничеству директора школы с ректором университета, проблему с кадрами помогают решить студенты, которые проходят длительную целевую практику и наравне с учителями ведут уроки, таким образом нарабатывая опыт педагогической работы. 

Длительную практику проходит в озерской школе студентка 5-го курса, будущий филолог Надежда Шамшурина. У педагога небольшая нагрузка — 12 часов. Администрация школы пошла ей навстречу и подготовила такой график работы, который позволяет совмещать очное обучение и вести уроки в школе. В этом начинающему учителю помогает опытный наставник. Для временного проживания выделено помещение, где занимаются дошколята.

А вот студентка математического факультета Антонина Жданова приехала в Озерки вместе с мужем. По профессии он тоже учитель, имеет за плечами небольшой педагогический опыт в одном из районов края. Чтобы он не искал работу за пределами села, предложили вести уроки физкультуры и ОБЖ. Антонина выбрала профессию учителя не случайно, как говорит практикантка, ей всегда легко давался предмет. Уже на первом курсе она занималась репетиторством, подтягивала ребят по математике и готовила к сдаче ЕГЭ. Тогда Антонина и решила, что получит диплом и устроится на работу только в сельскую школу.  К тому же подвернулся удобный случай: друг мужа предложил переехать в Озерки. В деканате Антонина узнала, что в школе есть вакансия учителя математики. Приехали, за небольшую плату  сняли благоустроенную квартиру. Большую помощь оказала и директор школы.

— Наверное, это судьба, — признается Антонина. — Мне хотелось понять, как я буду ощущать себя в классе, когда на меня смотрят 30 пар пытливых детских глаз. Вы не представляете, какое это счастье, когда урок проходит так, как ты его запланировал.

Самая большая педагогическая нагрузка — 37 часов — легла на плечи студентки 3-го курса лингвистического факультета Эммануэлы Фризен. Она веден уроки в селе Зайцево, куда ей ежедневно приходится добираться на электричке и затем школьным автобусом. В этом учебном году в зайцевской школе ушли на пенсию два учителя иностранного языка, и Эммануэле, которая по специальности  учитель английского языка, приходится вести и немецкий. Студентка знала, что будет трудно, но справляется, да и временные трудности только характер закаляют.

— Практика дает многое, теперь точно знаю, каким должен быть современный учитель. Кроме знаний по предмету нужно заполнять электронный журнал, составлять план урока, оформлять документацию. Несмотря на такую загруженность, ни разу не пожалела о выбранной профессии.

Удачно проходит практика и у третьекурсницы Яны Генеман — она преподает немецкий язык в первой школе.  У нее два рабочих дня — пятница и суббота. В школу Яна приехала после звонка директора: «Яна, выручай, нам нужен учитель немецкого!» В деканате узнала, как можно устроиться на работу без отрыва от обучения. Вариант долгосрочной практики оказался самым удобным.

— Идея длительной педагогической практики себя оправдывает. Очень важно, что при входе в профессию начинающих учителей поддерживают опытные наставники, — отмечает ректор педагогического вуза Ирина Лазаренко. — Многие студенты поступают к нам в университет, имея на руках целевое направление, которое дает им ряд преимуществ. Дипломированный специалист уже имеет гарантированное место трудоустройства и социальную защиту. Поэтому для успешного поступления такой документ не будет лишним. После общения со студентами мне часто приходится слышать: «Боимся входить в класс, найти общий язык с детьми». Но сегодня, слушая отзывы своих практикантов, с уверенностью могу сказать: они выбрали для себя правильную профессию. Это хороший старт для будущих педагогов.

В ходе встречи директор озерской школы Надежда Леоненко поблагодарила студентов за знание предмета, умение найти контакт с учениками и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество с педагогическим университетом. Также для гостей была проведена экскурсия по школьному зданию, они осмотрели экспозиции музея, спортзал, кабинеты. Интересной и познавательной была передвижная выставка «Сокровища Новотроицких курганов», которую подготовила методист Людмила Смирнова, подарившая школе сборник «Культурное наследие малой родины».

 Сотрудничество с педуниверситетом продолжим

 Ирина ЯШИНА, ведущий специалист отдела образования:

— Отдел образования Тальменского района сотрудничает с Алтайским педагогическим университетом в плане привлечения студентов для прохождения длительной практики в тех школах, где имеются вакансии, второй год. Студентам очной формы обучения, одновременно совмещающим работу, в течение пяти месяцев выплачивается стипендия в размере 7500 рублей. Отбор получателей стипендий проводят организации высшего педагогического образования. В 2020 году студенты педуниверситета проходили практику в школах № 1, 2, анисимовской и кашкарагаихинской школах. Длительная практика дает возможность частично решить кадровую проблему в сельских школах. И в этом году мы вновь предложили студентам проводить уроки в озерской, зайцевской и тальменской первой школах.

В АлтГПУ обучается 158 выпускников школ Тальменского района.  На очном отделении — 82 человека, на заочном — 70. В 2020 году в университет поступили 40 человек на факультеты: филологический, исторический, дошкольного образования и начальных классов. Из них 24 обучаются на бюджетной основе, по целевому направлению — 5. 

Району нужны «земские учителя»

1 млн рублей — сумма  единовременной компенсационной выплаты в Алтайском крае учителям прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо  рабочие поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек по программе «Земский учитель». Количество единовременных компенсационных выплат  в Алтайском крае в 2021 году – 39.

К участию в конкурсном отборе приглашаются выпускники организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций текущего года; граждане в возрасте до 55 лет.

Наибольшее число баллов набирают претенденты при трудоустройстве в общеобразовательные организации, которые расположены в населенных пунктах, удаленных от г. Барнаула более чем на 100 км, труднодоступных населенных пунктах.

Претендент, являющийся выпускником общеобразовательной организации, в которой он планирует работать в рамках программы «Земский учитель», получает дополнительные баллы.

Учитель, получивший единовременную компенсационную выплату, обязуется исполнять трудовые обязательства в течение 5 лет с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю.

Школы Тальменского района, включенные в программу «Земский учитель» в 2021 году:

тальменская школа №6 — учитель английского языка; тальменская школа №2 — учитель математики; ларичихинская школа — учитель начальных классов; кашкарагаихинская школа — учитель математики; новоозерская школа — учитель английского языка, учитель русского языка и литературы; озерская школа — учитель русского языка и литературы.

Перечень документов, необходимых для участия в конкурсе, размещен на сайте Минобрнауки Алтайского края www.educaltai.ru в разделе «Педагогические кадры».

Более подробная информация, в том числе перечень документов, предоставляемых на участие в конкурсном отборе  размещены на сайте Минобрнауки Алтайского края www.educaltai.ru в разделе «Педагогические кадры». Ответственные за реализацию программы:(3852) 555 897 (доб. 1703) –Арчибасова Елена Алексеевна, специалист отдела организационно-методического сопровождения профессиональных конкурсов КГБУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени Адриана МитрофановичаТопорова»; (3852) 29 86 92 –Бровко Елена Сергеевна, ведущий специалист сектора кадрового развития и аттестации Министерства образования и науки Алтайского края; (38591) 2 74 55 – Яшина Ирина Федоровна, ведущий специалист отдела образования Администрации Тальменского района.