У тальменского коллекционера на все значимые даты найдутся раритетные модели

2266

В Тальменском районе на станции Озерки живет Григорий Дмитриевич Скобелкин – фалерист, почетный член международного союза коллекционеров, «собиратель и лучший знаток российских и советских орденов и медалей», награжденный: четырнадцатью медалями, из которых семь медалей «За развитие коллекционирования», включая серебряный экземпляр, лауреатами которого являются всего 10 человек во всем мире.

Из многочисленной личной коллекции Почетных грамот – 40-50 штук – самой ценной Григорий Дмитриевич считает грамоту 1980 года от ЦК комсомола за успехи в труде, активную общественную работу.

Григорий Дмитриевич Скобелкин известен как автор многочисленных тематических выставок поселенческого, районного и краевого уровня: «Царские медали для офицеров России», «Спортивные медали.1965-2014», «День Победы» и так далее. Его инициатива выпустить медали к 100-летию станции Озерки свидетельствует о том, что быть коллекционером – это не только ценить и собирать предметную символику, но и создавать артефакты, то есть быть соавтором истории окружающей действительности сегодня. При общении с ним создается впечатление, что на все значимые даты у него найдутся раритетные модели.

Беседы в его склад-кабинете могут длится часами, его увлеченность и энтузиазм заразительны, возникает острое желание тоже начать что-нибудь коллекционировать… И, естественно, задать много вопросов:
— Когда и с чего все началось?
— Да со второго класса. Увлекся коллекционированием спичечных этикеток. Сначала я их наклеивал с помощью канцелярского клея. Только через год мне встретился человек, который объяснил, что так делать нельзя.
— Коллекционер — это профессия?
— Нет, по профессии я учитель тракторов, закончил СПТУ. Когда работал на мебельной фабрике, хотел пойти учиться на бухгалтера. Да мне сказали: куда тебе, ты неусидчивый. Работал в милиции, в техникуме, в школе.
— А кто такой коллекционер?
— Как сказать. Собирательство — интереснейшая штука. Есть такие, у него никакой коллекции нет, здесь купил, там продал. Так это просто дельцы-умельцы. Они не собиратели, а продавцы. А настоящие собиратели — это люди с особым типом мышления и интереса к жизни. Сказать, что это хобби, увлечение, будет однобоко. Скорее всего, это стиль жизни. Вот что до меня, так, к примеру, есть магазин в Барнауле, от Петербургского монетного двора, мне там все нравится, все бы хотел себе, но цены… Сейчас из монетных коллекций у меня: «Война 1812 года», с изображениями Михаила Кутузова, императора Александра I, Дениса Давыдова; полный список 10-рублевых российских памятных биметаллических монет, коллекция «Вечная Слава советским воинам, освободившим Европу от фашистских захватчиков». С каждым предметом у меня связаны свои эмоции, воспоминания. А собираешь ты не только для себя, а чтобы и люди это увидели. Например, пушку с самолета ИЛ-2 я передал в районный музей, две зарплаты за пересылку отправил. Просто объяснил, так, мол, и так, уезжаю из Краснодарского края в Сибирь, там ребятишки такого не видели. На собирательском поприще, как и везде в жизни, есть свои радости и огорчения. Первую мою коллекцию, около 1,5 тысячи орденов, украли из машины. Однажды выставка по деревням потерялась. У меня душа болит о том, что марки почтовые не ценятся, а за границу вывезти нельзя. В то же время очень много наших ценных вещей уходит за рубеж.


— К вопросу о цене и ценности. Что считается предметом коллекционирования? Сколько стоят артефакты?
— Собирают: открытки, марки, трамвайные билеты, монеты, предметы старины, значки, медали, ордена, оружие, грамоты… Цена колеблется от 25 копеек до миллионных измерений. Я покупаю открытки, конверты по 25 копеек за штуку, однажды мне привезли огромную коробку, представьте, сколько там экземпляров. Потом меняю это на то, что мне интересно. Значки стоят 10, 20, 50 рублей, а вот есть у меня редкий — «Комсомольский прожектор» — 2,9 тысячи рублей. Памятные медали от 50 до 1000 рублей. Копии орденов 300-400 рублей. А бывает, одна медаль ограниченного тиража стоит как орден. Бывает, орден серебряный –700 рублей, а этот же орден на колодке – в 150-200 тысяч не уложишься. Есть орден Ленина (золото, платина) – 50 тысяч, а такой же, где трактор изображен, – от 1 до 3 миллионов. Подробнее обо всем можно почитать в журналах «Лавка коллекционеров», «Коллекционер».


— Жизнь не стоит на месте. А что нового в тенденциях коллекционирования?
— Наряду с коллекционированием монет, сейчас собирают монетообразные предметы, это не деньги, а памятные сувениры. А я, к примеру, подобрал уже несколько кластеров банковских карт, дисконтных карт разных магазинов, клубных карт. Раньше такого просто и не существовало. К слову о современности, есть у меня один знакомый, который собирает открытки с Дедом Морозом. Так вот, современные экземпляры превосходят по качеству полиграфии, но по-прежнему ценятся наши советские новогодние открытки по причине высокого художественного исполнения.


— Алтайский край отметил 80-летие. Есть ли у вас что-то по этой тематике?
— На целую выставку памятных медалей истории Алтайского края. К примеру, некоторые: «Барнаульский станкостроительный завод Ордена Ленина. Участнику слета победителей соцсоревнования»; «За участие в коммунистическом субботнике. 20.04.1974 гг.»; «Гвардеец девятой пятилетки. 1971-1975 гг. Алтай»; «Герой жатвы»; «50 лет Барнаульскому заводу механических прессов. 1941-1991 гг.». А вот уникальная: «1967 г. Коллективу Барнаульского радиозавода в честь 25-летия от прессостроителей». И еще (с блюдце размером) «20 лет Барнаульскому НИИТП. 1961-1981гг.». И вот эта медаль-красавица, ох, любо-дорого смотреть: « Алтайский тракторный завод. 1000000 выпуск тракторов. 1970-1986». Много еще разных экземпляров. Эту выставку планируют демонстрировать в музее «Город» в Барнауле.
— Однажды Вы обмолвились о ненайденном на нашей земле кладе. Насколько это достоверная информация, и где его искать?
— Я много общаюсь с разными людьми. Со слов, за что купил, за то и продаю. Один из потомков первых жителей рассказывал, что в Озерках где-то лежит-зарыт клад тех военнопленных австрийцев, живших в землянках и бараках, которые строили насыпь железной дороги в 1913-15 годах, а официальным названием будущего поселка (до 1927 года) еще был «Железнодорожный технический разъезд № 15». Несколько человек свои личные ценные вещи собрали и спрятали (часы, драгоценности и прочее). Договорились, что тот, кто останется в живых, раскопает и заберет только свое. В живых из них оставался один. А клад так никто еще не нашел.
Приятно быть озерчанином и осознавать, что более ста лет хранит в себе земля озерская сокровище, как сказали бы эзотерики, денежный магнит. Значит, поселению судьбою уготовано благополучно процветать. А если без метафизики, то главное богатство поселка – это люди, с которыми все мы вместе делаем историю своей малой Родины. И благодаря Григорию Дмитриевичу, свой вековой рубеж поселок перешагнул, внеся в страницы мировой истории имена 15-ти кавалеров медали «100 лет Новоозерскому сельскому поселению. 1915-2015 гг.».


Текст и фото Светланы Собеседник