Алтайская земля всегда славилась своими умельцами. Фамилии многих из них стали известны даже за пределами России, например Иван Ползунов, Михаил Калашников. А вот народных умельцев, так называемых сельских «кулибиных», наверное, совсем не пересчитать. Живут такие мастера-изобретатели и в поселке Тальменка. Один из них – Алексей Гуськов, который за пять лет собрал собственными силами чудо-вездеход, проходимость которого даст фору многим современным представителям спецтехники МЧС. И это было бы менее удивительно, если бы Сергей имел какое-то отношение к автомобилям, но по профессии он слесарь, а интерес к конструированию начал проявлять еще в детстве – всегда старался улучшить свои машинки, чтобы их скорость была выше.

— Люблю вещи, сделанные своими руками, кажется, что они лучше магазинных, удобнее. У меня даже первая гитара была самодельная, — рассказывает Алексей. – А идеей собрать вездеход я загорелся после того, как увидел в Интернете ролик про вездеход Алексея Гарагашьяна. Тогда еще подумал, что это просто отличный транспорт для охотников, рыболовов, а так как я сам увлекаюсь этим, то вскоре все-таки решил попробовать заняться сборкой. А теперь можно оценить результат моего труда уже воочию.

Новое увлечение заставило Алексея освоить еще две профессии: сварщика и токаря, так как основную часть деталей пришлось изготавливать самостоятельно, в том числе и кабину. Большие колеса некогда принадлежали военному транспортному средству, и до «обдирки» весили по 200 кг каждое. Сейчас вес одного где-то 80 кг.

— Изначально использовал «жигулевские» моторы, результат не устраивал, а потом нашел дизельный двигатель от «Мерседеса», и пока он отвечает всем моим требованиям, — говорит Алексей Гуськов. – Скорость у моего детища, конечно, небольшая — 45 км в час, но по проходимости у нас в районе ему точно нет равных. Он плавает, легко пересекает любую водную преграду, хорошо показал себя на глинистой и болотистой почве, покоряет сугробы.

Габариты вездехода и вес в полторы тонны совершенно не влияют на его маневренность – он легко передвигается в лесу, разворачивается чуть ли не на месте, а широкий просвет от земли позволяет беспрепятственно переезжать даже через высокие пни и поваленные деревья.

Умельцу из Питера Алексею Гарагашьяну удалось не только зарегистрировать свое детище, получившее название «Шерп», но даже поставить его производство на поток. Правда, стоимость этого транспортного средства очень высока – порядка 4 млн. руб. Нашему же земляку его увлечения  за пять лет вылилось примерно в полмиллиона, при том что многие детали и узлы Алексей нашел на авторазборе и лишь подогнал или модифицировал.

— Действительно, себестоимость получается большой, если брать все новое, это миллионы. И мне еще предстоят затраты: надо будет сделать салон, стекла, покрасить его в «камуфляж», — рассказывает Алексей. — Но никакие затраты не сравнимы с мыслью, что это все ты сделал своими руками, что это эксклюзивная вещь.

Разделяет увлечение мужа и его супруга, и эта поддержка придает ему уверенности. Проявляют интерес к папиному увлечению и сыновья. Четырехлетний Артемка с удовольствием сидит за рулем, задает много вопросов и уже мечтает, как поедет на большой машине с папой на рыбалку.

Но Алексей Гуськов хочет использовать вездеход не только в личных интересах, он готов предоставить свое транспортное средство для работы в чрезвычайной ситуации, например, во время буранов, наводнения.

— Конечно, пусть в районе будет меньше ЧС, но в трудную минуту я буду рад, если мое детище послужит людям, — говорит Алексей.

Текст и фото Елены Менячихиной