В современном мире невозможно себе представить правоотношения любого рода без использования персональных данных, будь то устройство на работу, оформление кредита, покупки через интернет или запись на прием к врачу. Оставляя о себе данные, даже самые минимальные, необходимо понимать, что информация о нас может стать общедоступной, и, конечно же, всегда существует риск того, что эти данные могут попасть к недобросовестным операторам.

Практически все мы сегодня являемся активными пользователями информационно-коммуникационной сети «Интернет», различных социальных сетей и сервисов, где оставляем о себе множество информации. Но всегда ли мы можем быть уверенными в том, что указанные нами персональные данные будут сохранены в первоначальном виде, не будут переданы или проданы третьим лицам?

Персональные данные относятся к конфиденциальной информации особого рода, которая не подлежит раскрытию, в том числе по требованиям специальных субъектов, поэтому доступ к ней открывается только в случаях, предусмотренных законом.

Необходимо знать, что удобство пользования теми или иными общедоступными сервисами должно сопровождаться сохранением персональных данных. Решение этой задачи является сложным, однако данный круг отношений регулируется Федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ (далее по тексту — Закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Персональные данные представляют собой любую информацию, прямо или косвенно относящуюся к определенному физическому лицу, а их обработка — это любое действие, совершаемое с персональными данными.

Персональными данными работника является любая информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного сотрудника.

 

Работодатели не вправе получать и обрабатывать персональные данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности человека. Это могут быть, к примеру, сведения о вероисповедании работника, поскольку, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ, такая информация представляет личную или семейную тайну и никак не может быть связана с выполнением трудовых обязанностей.

Работодатель (оператор), получив персональные данные, в силу требований статьи 7 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ, обязан их не распространять и не раскрывать третьим лицам без согласия работника, поскольку обработка персональных данных работодателем возможна только с письменного согласия работника.

Такое согласие, в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ, должно включать ряд сведений (в том числе фамилию, имя, отчество, адрес сотрудника, реквизиты его паспорта, наименование и адрес работодателя (оператора) получающего согласие, цель обработки персональных данных, их перечень, подпись работника и иные сведения).

Гражданин, принимая решение о предоставлении своих персональных данных и давая согласие на их обработку, должен понимать, что действует свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным, оно должно быть прямо выражено и не предполагается.

Важно знать, что бывают случаи, когда согласие на обработку персональных данных не требуется. Так, не относятся к конфиденциальной информации сведения о том, что гражданин не производит оплату коммунальных услуг, поскольку такая информация не относится к частной жизни этого лица и не является тайной, которую лицо, обладающее этой информацией, не вправе разглашать в силу своих профессиональных обязанностей.

Наличие персональных данных в материалах надзорного производства прокуратуры не является их обработкой, в связи с чем действия органов прокуратуры не могут быть признаны незаконными.

Не требуется согласие гражданина на обработку персональных данных в государственных информационных реестрах, если он первоначально сам направил туда сведения о себе, а также в случае, если обработка данных осуществляется в рамках исполнения заключенного с ним договора.

Отдельного согласия гражданина также не требуется, если, к примеру, клиенты заказывают товары, работы или услуги путем заполнения анкеты на сайте в электронном виде, содержащей сведения о персональных данных, поскольку отправляя оператору свои данные таким образом, физические лица фактически выражают свое согласие на передачу и обработку своих персональных данных. В таком случае письменное согласие считается полученным в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

Кроме указанного выше Закона, инструментом защиты персональных данных являются нормы Кодекса об административных правонарушениях РФ, статья 13.11 которого с 1 июля 2017 года претерпела существенные изменения в части усиления ответственности за нарушение законодательства в области персональных данных. Изменения внесены Федеральным законом от 07.02.2017 г. № 13-ФЗ и направлены на повышение эффективности реализации мер административной ответственности, обеспечение защиты прав субъектов персональных данных.

В частности, вместо ранее предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ одного правонарушения появилось семь самостоятельных составов правонарушений, за которые установлены отдельные административные штрафы.

Так, с 1 июля 2017 года, в зависимости от ущерба, причиненного конкретным нарушением в области персональных данных, недобросовестных граждан могут оштрафовать на сумму от 1000 до 5000 рублей; должностных лиц — на сумму от 3000 до 20000 рублей; индивидуальные предприниматели – заплатят от 5000 до 20000 рублей; организации — от 15000 до 75000 рублей. Причем за разные нарушения на виновника могут наложить несколько разных штрафов.

Еще одно нововведение касается процедуры возбуждения административных дел, связанных с нарушением порядка работы с персональными данными. Если до 1 июля 2017 года исключительным правом возбуждать дела по статье 13.11 КоАП РФ обладал только прокурор, то теперь, согласно новым поправкам, дела по данной категории нарушений, будут вправе возбуждать и должностные лица Роскомнадзора. Данная мера, по мнению законодателя, существенно упростит процедуру привлечения виновных лиц к административной ответственности и обеспечит соблюдение принципа неотвратимости наказания.

Секретарь судебного заседания

Тальменского районного суда

Алтайского края Вероника Андреева